Вторник, 07.05.2024, 23:45
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя математики Поповой Ольги Станиславовны

Форма входа

Для Вас, родители!

 О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника

 Уважаемые родители!

Наш разговор посвящен его величеству домашнему заданию.

Нередко в учебе пятиклассников возникают проблемы, несмотря на то, что ребята хотят хорошо учиться и радовать своих близких и окружающих. Почему именно в пятом классе так остро встает вопрос выполнения домаш­него задания?

Во-первых, потому, что дети начинают учиться у разных учителей. В каждом предмете есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, он столкнется с большими трудно­стями, которые скажутся и на его учебных результатах, и на его физическом и эмоциональном состоянии.

Во-вторых, изменяется ситуация общения ученика и учителя. Если в начальной школе ребенок приспосабливается к общению с одним учителем, то на средней ступени обучения его задача становится гораздо сложнее, так как он вступает в контакт с большим количеством взрослых. Этот контакт не всегда и не сразу бывает положительным: ученик иногда боится лишний раз спросить учителя, скрывает, что у него есть непонятые вопросы, параграфы, темы. Все это при­водит к тому, что успеваемость резко падает и результаты учебной деятельности становятся гораздо хуже.

В-третьих, само содержание домашнего задания меняется по сравнению с начальной школой. В начальной школе оно в большей степени было направлено на отработку репродуктивных умений учащихся (умение писать, читать, считать). На среднем этапе обучения домашнее задание направлено на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод. Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке - неблагодарное и нереальное занятие. Пользоваться своим мозгом для мышления - этому должен научить хорошо организованный домашний труд.

Домашнее задание должно учить ребенка полемизировать с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все «за» и «против», решать кон­фликт между истиной и фактом.

Самое элементарное в домашнем задании - это буквальное повторение пройденного учебного материала.

Главное назначение домашнего задания:

  •  воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
  • овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
  • формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
  • формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, срав­нение, предположение, построение гипотезы и т.д.).

Причины плохой учебы часто связаны с начальной школой. Во-первых, это слабая учебная подготовка в начальных классах; во-вторых, неумение анализировать, плохая речь, слабые память и внимание; в-третьих, нежелание заставить себя заниматься, не­развитая воля.

Все эти проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение взрослых.

1.  Нужно помогать ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного за­дания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия.

2. Чаще играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его па­мять, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.

3.  Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собран­ность.

4.  Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится, в пер­вую очередь добросовестно выполнять домашнее задание. В этом ученику поможет специальная памятка.

 

На заметку родителям.

  • Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток.
  • Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.
  • Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.
  • Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том слу­чае, если он в этом нуждается.
  • Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он во­обще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы.
  • Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий.
  • Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома.
  • Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ре­бенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

 

Как помочь детям стать внимательнее

Внимание как познавательный процесс является обязательным компонентом. Если внимание хорошо развивается, то, соответственно, развиваются и такие его важные свойства, как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объема информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.

Важно, чтобы ученик мог сосредоточить свое внимание и удерживать его на изучаемом объекте, при необходимости быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Важно и умение распределять внима­ние на разные виды деятельности, один из которых должен быть автоматизированным. Этими автоматизированными видами деятельности должны быть навыки учебной деятельности.

Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное разви­тие у школьников процессов произвольного внимания. В семье этому тоже уделяет­ся недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание - это привычка, воспитание которой начинается в семье. Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, которые предлагает учитель на уроке, если ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений, все это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности.

Чтобы сформировать навыки учебной дея­тельности, надо направить сознание детей на смысл деятельности, т.е. научить своего ребенка вслушиваться в поток звучащей речи, понимать ее, принимать рв­ения, получая результаты, формировать привычку быть внимательным.

Наша главная задача, помочь нашим детишкам. Попробуйте вместе с детьми придумывать разные интересные игры, которые будут направлены на развитие внимания.

Например:

Упражнение 1. Составь слово: акабос, ацисил, теломас, агород, цяаз, алокш, ланеп и др.

Упражнение 2. Нарисуй точки так, как показано на листочке.

Упражнение 3. Даны слова: крот, дзот, год, фронт, оплот, пилот, флот, оплот, поворот. Каким по счету будет слово оплот.

Упражнение 4. Самый внимательный. Внимательно послушать текст и посчитать в нем количество слов со звуком «П».

Белый снег пушистый кружится, порхает и под ноги тихо-тихо оседает. Протяни ладошку - подержи пушинки, как красивы эти белые снежинки!

Упражнение 5. Игра «Исправь ошибки»

Цель игры - научить следовать инструкции, сосредоточивать и удерживать внимание на учебном объекте.

Упражнение 6. Найди спрятавшиеся слова:

долпраптекамтрьдроздалжекарандаштмопр дятеллевшаноликлитма

 

На заметку родителям.

Для развития произвольного внимания надо устранить лишние раздражи­тели (радио, телевизор, отключить компьютер, др.), учить ребенка преодолевать трудности, связанные с использованием внимания. Большую роль играет отноше­ние к деятельности, которой должен заниматься ребенок, развивать интерес к ней. Через каждые полчаса надо делать перерывы и переключаться на другие виды деятельности. Сознательно заботясь о развитии внимания, вы, уважаемые родите­ли, сами должны быть внимательны к своему ребенку, его занятиям, его жизни. Внимание - это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Ведь развитию внимания способствует вовлечение его в любую целена­правленную деятельность; сбор камушков, грибов, мозаики, ракушек или кон­структора - все это развивает внимание. Для развития объема внимания и крат­ковременной памяти.

Вам могут пригодиться следующие упражнения.

1.  Развитие концентрации внимания. Находить и вычерчивать определенные буквы в печатном тексте; «переплетенные нити».

2. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти.

Это работа с таблицами Шульте (с цифрами от 1 до 25 и с буквами черного и красного цвета), увидеть боковым зрением как можно больше предметов - справа, слева; зрительные диктанты, запоминание порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд (число предметов можно увеличивать).

3.   Тренировка распределения внимания: выполнение двух разноплановых заданий: чтение текста и подсчет ударов карандаша по столу.

4.  Развитие навыка переключения внимания: работы с печатным текстом. Че­редование правил подчеркивания и вычеркивания определенных букв.

 

Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Выделяют следующие проявления дефицита внимания у детей.

  • Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.
  • Не может сидеть спокойно на месте, когда это требуется.
  • Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  • С трудом дожидается своей очереди во время игры и в различных других ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии).
  • На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца.
  • При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
  • С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  • Часто переходит с одного незавершенного действия к другому.
  • Не может играть тихо, спокойно. Болтливый. Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры дру­гих детей).
  • Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к не­му речь.
  • Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши книги т.д.).
  • Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (напри­мер, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). При этом не ищет приключе­ний или острых ощущений.

Наличие у детей восьми из перечисленных 14 симптомов является основани­ем для утверждения того, что у ребенка проявляется синдром дефицита внимания Все проявления дефицита внимания можно поделить на три группы: Признаки ги­перактивности (1, 2, 9, 10), невнимательности и отвлекаемости (3, 6, 12, 13), им­пульсивности (4, 5, 11, 14).

Эти нарушения поведения сопровождаются серьезными вторичными наруше­ниями, к числу которых, прежде всего, относятся слабая успеваемость и затрудне­ния в общении с другими детьми. В учебной деятельности гиперактивные дети не могут достичь результатов, соответствующих их способностям. При этом данные об интеллектуальном развитии таких детей противоречивы. Согласно одним исследо­ваниям большинство детей с синдромом дефицита внимания имеют хорошие ин­теллектуальные способности. По другим источникам поведенческие нарушения та­ких детей нередко сопровождаются заметным отставанием в развитии по сравне­нию с другими детьми. Однако в любом случае гиперактивные дети в силу наруше­ния внимания и поведения показывают результаты ниже своих возможностей как в учебе, так и при специальном психологическом тестировании. Нарушения поведе­ния таких детей не только влияют на успеваемость, но и во многом определяют ха­рактер их взаимоотношений с окружающими. В большинстве случаев ребята испы­тывают трудности в общении: не могут долго играть со сверстниками, устанавли­вать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными. В семье эти дети час­то страдают от сравнения их с теми, у кого поведение и учеба на более высоком уровне. Из-за недисциплинированности, непослушания, из-за того, они не реагиру­ют на замечания, родители раздражаются, а это часто приводит к наказаниям, ко­торые зачастую не приносят желаемых результатов. А дети, видя агрессивность родителей, чаще сами прибегают к ассоциативным действиям.

В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения.

Причины:

  • Органическое поражение мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция).
  • Асфиксия новорожденного.
  • Генетический фактор, когда синдром дефицита внимания может носить семейный характер.
  • Особенности центральной нервной системы.
  • Пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания).
  • Социальные факторы (непоследовательность и несистематичность воспитательных воздействий и прочие факторы).

 

Памятка для родителей по развитию внимания учащихся.

  • В основе внимания лежит интерес. Заинтересуйте ребенка. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете, тем больше шансов развить произвольное внимание ребенка.
  • Постоянно тренируйте внимание. Используйте для этого прогулки на све­дем воздухе, поездки, походы. Предложите на память описать школьный двор, путь от дома до школы, во что были одеты друзья.
  • Развивая внимание, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Больше внимания обращайте на достигнутые результаты или успехи.
  • Наберитесь терпения и не ждите немедленных результатов, но результат обязательно будет.
  • Совет: В воспитании детей с дефицитом внимания необходимо избегать двух крайностей: проявление безмерной жалости и вседозволенности, а так же постановки перед ребенком повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить.
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz