Меню сайта
|
Для Вас, родители!О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника Уважаемые родители! Наш разговор посвящен его величеству домашнему заданию. Нередко в учебе пятиклассников возникают проблемы, несмотря на то, что ребята хотят хорошо учиться и радовать своих близких и окружающих. Почему именно в пятом классе так остро встает вопрос выполнения домашнего задания? Во-первых, потому, что дети начинают учиться у разных учителей. В каждом предмете есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, он столкнется с большими трудностями, которые скажутся и на его учебных результатах, и на его физическом и эмоциональном состоянии. Во-вторых, изменяется ситуация общения ученика и учителя. Если в начальной школе ребенок приспосабливается к общению с одним учителем, то на средней ступени обучения его задача становится гораздо сложнее, так как он вступает в контакт с большим количеством взрослых. Этот контакт не всегда и не сразу бывает положительным: ученик иногда боится лишний раз спросить учителя, скрывает, что у него есть непонятые вопросы, параграфы, темы. Все это приводит к тому, что успеваемость резко падает и результаты учебной деятельности становятся гораздо хуже. В-третьих, само содержание домашнего задания меняется по сравнению с начальной школой. В начальной школе оно в большей степени было направлено на отработку репродуктивных умений учащихся (умение писать, читать, считать). На среднем этапе обучения домашнее задание направлено на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод. Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке - неблагодарное и нереальное занятие. Пользоваться своим мозгом для мышления - этому должен научить хорошо организованный домашний труд. Домашнее задание должно учить ребенка полемизировать с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все «за» и «против», решать конфликт между истиной и фактом. Самое элементарное в домашнем задании - это буквальное повторение пройденного учебного материала. Главное назначение домашнего задания:
Причины плохой учебы часто связаны с начальной школой. Во-первых, это слабая учебная подготовка в начальных классах; во-вторых, неумение анализировать, плохая речь, слабые память и внимание; в-третьих, нежелание заставить себя заниматься, неразвитая воля. Все эти проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение взрослых. 1. Нужно помогать ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия. 2. Чаще играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады. 3. Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность. 4. Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится, в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание. В этом ученику поможет специальная памятка.
На заметку родителям.
Как помочь детям стать внимательнее Внимание как познавательный процесс является обязательным компонентом. Если внимание хорошо развивается, то, соответственно, развиваются и такие его важные свойства, как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объема информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия. Важно, чтобы ученик мог сосредоточить свое внимание и удерживать его на изучаемом объекте, при необходимости быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Важно и умение распределять внимание на разные виды деятельности, один из которых должен быть автоматизированным. Этими автоматизированными видами деятельности должны быть навыки учебной деятельности. Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семье этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание - это привычка, воспитание которой начинается в семье. Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, которые предлагает учитель на уроке, если ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений, все это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности. Чтобы сформировать навыки учебной деятельности, надо направить сознание детей на смысл деятельности, т.е. научить своего ребенка вслушиваться в поток звучащей речи, понимать ее, принимать рвения, получая результаты, формировать привычку быть внимательным. Наша главная задача, помочь нашим детишкам. Попробуйте вместе с детьми придумывать разные интересные игры, которые будут направлены на развитие внимания. Например: Упражнение 1. Составь слово: акабос, ацисил, теломас, агород, цяаз, алокш, ланеп и др. Упражнение 2. Нарисуй точки так, как показано на листочке. Упражнение 3. Даны слова: крот, дзот, год, фронт, оплот, пилот, флот, оплот, поворот. Каким по счету будет слово оплот. Упражнение 4. Самый внимательный. Внимательно послушать текст и посчитать в нем количество слов со звуком «П». Белый снег пушистый кружится, порхает и под ноги тихо-тихо оседает. Протяни ладошку - подержи пушинки, как красивы эти белые снежинки! Упражнение 5. Игра «Исправь ошибки» Цель игры - научить следовать инструкции, сосредоточивать и удерживать внимание на учебном объекте. Упражнение 6. Найди спрятавшиеся слова: долпраптекамтрьдроздалжекарандаштмопр дятеллевшаноликлитма
На заметку родителям. Для развития произвольного внимания надо устранить лишние раздражители (радио, телевизор, отключить компьютер, др.), учить ребенка преодолевать трудности, связанные с использованием внимания. Большую роль играет отношение к деятельности, которой должен заниматься ребенок, развивать интерес к ней. Через каждые полчаса надо делать перерывы и переключаться на другие виды деятельности. Сознательно заботясь о развитии внимания, вы, уважаемые родители, сами должны быть внимательны к своему ребенку, его занятиям, его жизни. Внимание - это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Ведь развитию внимания способствует вовлечение его в любую целенаправленную деятельность; сбор камушков, грибов, мозаики, ракушек или конструктора - все это развивает внимание. Для развития объема внимания и кратковременной памяти. Вам могут пригодиться следующие упражнения. 1. Развитие концентрации внимания. Находить и вычерчивать определенные буквы в печатном тексте; «переплетенные нити». 2. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Это работа с таблицами Шульте (с цифрами от 1 до 25 и с буквами черного и красного цвета), увидеть боковым зрением как можно больше предметов - справа, слева; зрительные диктанты, запоминание порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд (число предметов можно увеличивать). 3. Тренировка распределения внимания: выполнение двух разноплановых заданий: чтение текста и подсчет ударов карандаша по столу. 4. Развитие навыка переключения внимания: работы с печатным текстом. Чередование правил подчеркивания и вычеркивания определенных букв.
Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Выделяют следующие проявления дефицита внимания у детей.
Наличие у детей восьми из перечисленных 14 симптомов является основанием для утверждения того, что у ребенка проявляется синдром дефицита внимания Все проявления дефицита внимания можно поделить на три группы: Признаки гиперактивности (1, 2, 9, 10), невнимательности и отвлекаемости (3, 6, 12, 13), импульсивности (4, 5, 11, 14). Эти нарушения поведения сопровождаются серьезными вторичными нарушениями, к числу которых, прежде всего, относятся слабая успеваемость и затруднения в общении с другими детьми. В учебной деятельности гиперактивные дети не могут достичь результатов, соответствующих их способностям. При этом данные об интеллектуальном развитии таких детей противоречивы. Согласно одним исследованиям большинство детей с синдромом дефицита внимания имеют хорошие интеллектуальные способности. По другим источникам поведенческие нарушения таких детей нередко сопровождаются заметным отставанием в развитии по сравнению с другими детьми. Однако в любом случае гиперактивные дети в силу нарушения внимания и поведения показывают результаты ниже своих возможностей как в учебе, так и при специальном психологическом тестировании. Нарушения поведения таких детей не только влияют на успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими. В большинстве случаев ребята испытывают трудности в общении: не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными. В семье эти дети часто страдают от сравнения их с теми, у кого поведение и учеба на более высоком уровне. Из-за недисциплинированности, непослушания, из-за того, они не реагируют на замечания, родители раздражаются, а это часто приводит к наказаниям, которые зачастую не приносят желаемых результатов. А дети, видя агрессивность родителей, чаще сами прибегают к ассоциативным действиям. В работе с гиперактивными детьми
большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. Причины:
Памятка для родителей по развитию внимания учащихся.
|
Архив записей
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |