Вторник, 07.05.2024, 22:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя математики Поповой Ольги Станиславовны

Форма входа

Педагогическая концепция

    На дворе XXI век, а мамы и папы, как и 10, и 20 лет назад, пугают будущего школьника: «Вот пойдешь в школу...» Неужели ничего не изменилось, и школа по-прежнему ассоциируется с наказанием и сухим обучением? Как сделать так, чтобы слово «педагог» стало символом доброты и требовательности, терпения и отзывчивости. Чтобы ученик, придя ко мне на урок, почувствовал себя уютно и легко.
Скажите, вам не бывает, ну, если не больно, то хотя бы обидно слышать, что математика - скучная наука? Если - нет, вы не мой читатель! Если - да, пойдемте дальше. Но для начала давайте признаемся (хотя бы себе), что обижаться надо не на тех, в чьем сознании сло­во «математика» намертво срослось со словом «скука», а на тех, кто посодействовал этому альянсу, т. е. на себя. Да, это мы - учителя математики - главные виновники, но во­все не потому, что (как гласит народная молва) большинство из нас сухари (мои многолетние наблюдения показали, что среди матема­тиков «зануд» ничуть не больше, чем среди литераторов или исто­риков). А потому, что наш учебный материал куда менее занимате­лен, чем литературный или исторический; к тому же для усвоения его, кроме желания и старания ученика, требуется (не надо закры­вать на это глаза!), чтобы не обошла его стороной «божья благо­дать» на сей предмет. А посчитались с этим те, кто ввел экзамен по математике в ранг обязательных? Нет! Вот и приходится нам прикладывать максимум усилий, чтобы дать всем детям минимум знаний, который преду­смотрен школьной программой. А если учесть, что мы берем на себя повышенные обязательства (жизнь заставляет брать - основ­ная часть наших выпускников поступает в вузы, где надо сдавать математику, причем в объеме, куда превосходящем школьную про­грамму), то станет понятно, почему нам порой некогда вспомнить, что мало напичкать душу ученика знаниями, их надо укоренить в ней, но сделать это, не побеспокоив душу, - нельзя! А что больше будоражит душу, то, что (а + в)² = а² + 2ав + в² , или «Я вас любил. Любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем...»? То-то и оно!
   Как мне хочется, чтобы мои ученики не считали математику сухой наукой счетоводов! Как мне хочется, чтобы через чертежи, схемы, формулы, написанные на доске, ребята учились постигать мир вокруг себя! Как мне хочется, чтобы математическое знание, непрерывно изменяясь и проходя через неведомые нам, людям, области, превратилось в понимание гармонии мира и самих себя!
Черти не мелом, а любовью
Того, что будит чертежи.
И рок, слетевший к изголовью,
Наклонит умный колос ржи.
В. Хлебников.
   Чтобы воспитывать, надо самому иметь чистую душу. А ещё надо уметь любить: любить жизнь, любить свой предмет, любить своего ученика. «Любовь к математике начинается с любви учителя к своему предмету и к своим ученикам!» Для меня это означает, что каждый урок должен быть маленьким таинством, открытием для ученика! «Познание начинается с удивления», — сказал кто-то из древних. Удивление влечет и манит, и особенно на уроках математики. Попробовать самому решить, доказать, исследовать – что может быть лучше? Творческая деятельность учащихся не ограничивается лишь приобретением нового. Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и они самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний. Учитель должен удивляться красоте и мощи математических методов и заражать этим своих учеников. В равной степени он должен быть очень терпеливым, поскольку не вправе ожидать мгновенных результатов. Однако, если все делается профессионально и честно, то рано или поздно, ученик себя проявит. Математика- наука "замечательная”. В ней нужно замечать, а для этого следует побуждать учеников к поиску истины. Это значит, что на каждом этапе школьного математического образования нужно учить детей наблюдать, сравнивать, замечать закономерность, формулировать гипотезу, учить доказывать или отказываться от гипотезы. Важно учить школьников самостоятельно строить определения и их отрицания. Показывать, что в математике почти ничего не нужно зазубривать - следует понять, научиться применять и тогда все запомнится само собой.
    В одном из докладов, представленных ЮНЕСКО Междуна­родной комиссией по образованию для XXI века под председа­тельством Жана Делора, были выделены четыре опорных на­правления будущего образования: учиться быть, учиться знать, учиться делать и учиться жить вместе. В нем подчеркивалось, что все четыре направления заслуживают равного внимания, и тогда образование можно рассматривать как всестороннее при­обретение опыта на протяжении всей жизни. В наше время люди все в большей мере осознают, что имен­но творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Учителям, которые заинтересованы в обучении и воспита­нии учащихся с высоким творческим потенциалом, приходится самостоятельно, по крупицам собирая материал, организовывать развивающее обучение. Единственный истинный источник творчества - это наша собственная личность. Необходимо постоянно подпитывать свой творческий дух. Исследователь творческого мышления Д. Айян сердцевиной духа творчества считает
ЯДРО:
Я - я хочу знать (любознательность);
Д - действенность (энергичность);
Р - риск (готовность рисковать);
О - открытость новому.
   Но какие бы новации ни вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. От того, какой будет эта встреча, зависит многое. Готовясь к уроку, хороший учитель так подбирает материал к нему и формы работы, чтобы обеспечить мыслительную деятель­ность каждого ученика каждую минуту. Это - хороший учитель. А очень хороший учитель, кроме этого, еще и предугадывает те моменты, когда эта деятельность может начать угасать, и преду­сматривает методы ее стимуляции, путем разумного введения в струк­туру урока чего-нибудь неожиданного, необычного, удивитель­ного, азартного, веселого, т. е. такого, что вызывает естественный, живой интерес у учащихся, что прогоняет с урока скуку - этого главного могильщика учебного процесса. У очень хорошего учителя уроки не только полезны, но и при­ятны. Да и результаты гораздо более надежны, потому что они по­лучены в комфортных (для души) условиях. "Я могу сравнить рождение урока только с рождением новой жизни. Как бы ты ни готовился, сколько бы уроков ни провёл, никогда не знаешь, что ждёт тебя именно сейчас. Отчего "загораются" двадцать пар глаз, в какой момент пролетает искра, заставляющая читать мысли друг друга?" И только сейчас, когда сама стала учителем, понимаю: это очень важно – не погасить ту искорку, которая горит в глазах твоего ученика! Ведь он хочет быть лучше, старается изо всех сил – и это стремление достойно самой высокой оценки!
   Зачем тебе это надо? Кто из учителей хотя бы раз в жизни не задавался этим вопросом. И чем больше я задумываюсь над этим вопросом, тем больше понимаю, что мне нравится входить в класс и чувствовать детские  взгляды, которые устремлены только на тебя. Мне нравится, когда ко мне обращаются с вопросами и своими проблемами, и я понимаю, что мое мнение обязательно будет учтено. Мне нравится, когда в ответ на мою улыбку, я вижу сразу несколько улыбающихся лиц.
Я думаю, что если учитель с уважением относится к ученику, к его мнению и богатому внутреннему миру, то ученик ответит учителю тем же. А на этой твердой основе можно и просвещать, и воспитывать, и развивать, одним словом способствовать созданию взрослых, умных, талантливых людей, которых в нашей жизни порой так не хватает.
   Ученики – моя боль, моя радость, моя надежда. Смотрю на них каждый день и вижу, как они взрослеют, умнеют, как меняется их внутренний мир. Смотрю в глаза моих учеников, а в них их душа и вся Вселенная. Смотрю и думаю: ты - мой ученик, я - твой учитель, зачем мы встретились, ты и я? Не общие слова требуются для ответа, а выстраданные, идущие от сердца. Я ищу эти слова и ищу ответ. Я в вечном поиске. Рядом со мной – дети. Дети разные, каждый со своим характером, эмоциями, собственным жизненным опытом. Кем я стану для них? Какие нравственные ценности я передам им? Что мне надо сделать, чтобы они не потерялись в этом мире? Вопросы, вопросы, вопросы … Жизнь задает их каждый день. Учитель – это профессия, должность или призвание? Это состояние души, без которого истинный учитель себя не мыслит. Учить детей – сложное занятие, самое тяжелое из всех видов творчества. Учителя творят не только на уроках, они создают характеры, ваяют Личность. А для этого учитель сам должен быть Личностью. Если урок – это общение, а не просто работа, искусство, а не только времяпровождение, спектакль, а не часы в расписании, почаще задавайте себе вопрос: «Зачем я иду на урок»? Я иду к детям! Мне есть, что им сказать, чтобы они стали умнее, гуманнее, добрее, чем мы с вами, чтобы научились выходить из любых тупиковых ситуаций, шли вперед, а не пятились назад. Чтобы каждый ребенок равнялся на свою судьбу, а не завидовал чьей-то легкой устроенности, чтобы шел к Успеху и верил в себя, ведь его учили и воспитывали настоящие педагоги, мастера своего дела! Быть мастером своего дела – значит формировать человека, а это почти то же самое, что писать музыку, сочинять стихи, рисовать картины, для этого талант нужен. Искусство воспитания – одно из самых древних и, наверное, самое сложное. Но начинается оно с простого – понять, принять и полюбить ребенка со всеми его недостатками и достоинствами. Я хочу быть значимой для своих учеников, привлекательной, интересной, креативной – тогда им будет со мной не скучно. Я стараюсь пробудить в них любознательность, стремление к прекрасному, желание творить, веселое радостное ощущение жизни, готовность и желание помочь себе и другим. Я не хочу подменять их трудные решения своими, пусть идут по дороге испытаний и получают истинное удовольствие от маленьких, но своих побед. Дети очень талантливы, причем все и во всем, просто мы не всегда можем разглядеть в них это, так давайте же попытаемся, и тогда они раскроют свой внутренний мир перед нами, и захватит дух от удивления, и все у нас получится. Уроки станут интересными, ученики активными, родители благодарными, а учителя счастливыми. Моя задача как педагога – создать условия для развития и самореализации ребенка. Очень важно, чтобы каждый ученик понял, что он сам творец самого себя, своей неповторимой души, только надо научить ребенка поверить в себя. А чтобы ученик поверил в свои силы, я должна верить в него, подарить ему свою любовь, теплоту сердца, свет души. Верь в себя! – постоянно повторяю я сама себе. Верьте в себя! - говорю я своим воспитанникам, - и все получится. И тогда, через годы страну наших детей не назовут страной нереализованных возможностей. Жить и работать можно по-разному, можно жаловаться и сетовать на трудности, ругать руководство и ныть по поводу низкой зарплаты, и проводить урок от звонка до звонка. А можно расправить крылья и подняться над обыденностью и повести детей за собой. «Учитель учит быть птицами, птицами с волшебными лицами, чистыми, умными, гордыми». Какими я хочу видеть своих выпускников? Состоявшимися личностями и счастливыми людьми. Они должны знать, каким ориентирам следовать, поэтому я привожу им в пример высказывание Сенеки: «Если человек не знает, к какой пристани его корабль держит путь, никакой ветер не будет для него попутным», и добавляю: «А пристань у нас всех одна – создать вокруг себя атмосферу добра и справедливости». Могу ли я сказать судьбе «спасибо»? Наверное, да. Спасибо за нравственные открытия, которые помогли мне по - настоящему полюбить детей. Спасибо за те минуты, когда удалось пробудить лучшие чувства в душах детях, спасибо за те мгновения, когда победа ребенка стала моей победой, его радость - моей радостью. Спасибо за любовь детей, которая вернулась ко мне в их благодарных глазах. Я знаю, мое призвание – быть рядом с детьми, жить их заботами, быть полезной, нести им знания, свет, любовь и радость. Я – счастливый человек, я нашла свое призвание. Школа – это мой храм. Я с уважением отношусь к нему и пытаюсь сделать все возможное, чтобы и другие уважали его. Радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду встречи с учениками. Каждый день я открываю школьную дверь и прихожу в класс. Звенит звонок и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их светлые ясные глаза – любопытные, добрые, верящие, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. Моя задача – не разочаровать. Я дарю им счастье познания и общения, ведь я – Учитель!
Педагогика как наука необычайно сложна. Не исключено даже, что в природе вообще не существует более сложной науки, чем педагогика. И сложность ее, прежде всего, в головоломных сплетениях взаимосвязей сотен тысяч ее компонентов. Мера же ответственности ее – человек! Будем же помнить об этом каждый день, каждую минуту нашей учительской жизни.
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz