Как это красиво звучит: «Я – учитель новой школы!» А задумывались ли мы, учителя, серьезно над тем, что значит быть учителем новой школы? Что значит создавать школу нового поколения, школу, задающую другую философию, а значит, принципиально отличающуюся по своему формату и образовательным ориентирам от школы существующего типа? Мои размышления на данную тему и легли в основу моей педагогической философии.
Школа нового поколения – это школа мышления. По моему мнению, в центре школьного образования должна находиться не та или иная заранее зафиксированная в некоем стандарте сумма знаний, а сама способность вырабатывать учеником новое индивидуальное знание, а стало быть, способность мышления. Итогом моей работы должна быть не сумма знаний ученика, а сумма его мышления: то, в какой мере у моих выпускников сформированы продуктивные мыслительные способности, способности к порождению новых знаний, способности работы в открытых информационных пространствах, способности к образованию на протяжении всей жизни.
Школа нового поколения – школа реального действия. Это мое умение, как учителя, максимально развить опыт вхождения ученика в реальную жизнь. Это максимально развитая проектная деятельность. Опыт проектного взаимодействия с реальной жизнью и описание реального опыта – более важная задача, нежели чисто учебное существование в границах классно – урочного процесса.
Школа нового поколения – деятельностная школа. Развитие в школе нового поколения – процесс постоянного целеполагания, целепорождения, когда в деятельностном взаимодействии меня и моих учеников происходит непрерывное порождение новых целей, которые не ставятся кем – то извне, а порождаются нами в учебной деятельности. Меня интересует не формальное исполнение тех или иных учебных программ, а то, в какой мере мои ученики вовлечены в содержательную деятельность, т.е. такую деятельность, которая совершается не ради формальной отчетности, а ради самих себя. Для меня гораздо важнее реальное содержательное развитие моих учеников в образовательной и меня, как педагога, в профессиональной деятельности. Ключевой вопрос не в том, освоена ли некая учебная программа, а в том, что реально произошло с моими учениками и мною при освоении той или иной программы, каковы наши личностные изменения.
Школа нового поколения – школа творчества, школа креативности. Вот вопрос, который, как педагог, я постоянно себе задаю: помогают ли мои уроки развивать в ребенке способность по – своему видеть и понимать, создавать собственное знание о моем предмете, способность творить, а не просто воспроизводить. Для меня собственный деятельностный опыт ученика и его собственное знание, порождаемое в процессе этого опыта, более важная вещь, нежели усвоение чужого опыта и знания.
Школа нового поколения – это школа диалога. Это стремление к тому, чтобы на моих уроках математики содержанием образования оказывалась не информация, транслируемая ученику, а диалог, складывающийся между мною, как педагогом, и моими учениками или между учениками. Я стремлюсь воспитать у моих учеников культуру диалога. Диалог на моих уроках – не просто обмен репликами, это движение к пониманию от непонимания. Это не подчинение чужого мнения своему, а развитие собственной позиции в диалоговом пространстве.
Школа нового поколения – это школа информационно-коммуникационных технологий. На протяжении последних лет работаю над темой: «Интерактивная образовательная среда как средство оптимизации процесса обучения математике». Цель современной школы – подготовка детей к жизни… К жизни в мире, полном огромного объема информации. Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество предъявляет принципиально новые требования к системе образования. Поэтому важной частью сегодняшнего образования человека становится информационная культура, умение пользоваться образовательной информацией, добывать ее, воспринимать, анализировать, транслировать. Развитие Internet все больше приближает нас к тому состоянию, которое Билл Гейтс определил как «информация на кончиках пальцев» — получение практически любой информации в любое время производится нажатием на клавишу. Как учитель, свою главную задачу вижу в создании условий для развития личности учеников, способных в будущем быть самостоятельными, инициативными, способными к успешной социализации в информационном обществе. Повышая свой профессиональный уровень в области применения ИКТ – технологий, стремлюсь найти ответ не только на вопрос «что должен знать и уметь делать современный педагог со средствами ИКТ?», но и на вопрос «как добиться педагогически обоснованного их применения в образовательном процессе?»
Школа нового поколения – это школа смысла. «В чем смысл моей работы?» — вот главный вопрос, который задавал себе хотя бы один раз каждый из учителей. Реформы в структуре и содержании образования идут важные, но хрупкую сердцевину образования составляет профессия учителя. Школа нового поколения не может быть лучше учителей, которые её составляют. Учителя должны стать лучше. Как? Захотеть!
В основании деятельности педагога новой школы должны лежать нравственные, смысловые ориентиры. В своей деятельности учитель новой школы опирается на собственную, выстраданную педагогическую философию. Это философия развития представлений учителя о том, ради чего он делает то, что он делает: зачем он учит? чему он учит? как он учит?.
Я понимаю, что никто не даст мне однозначных ответов на все вопросы. Но уверенность в том, что моя новая школа – это и храм, и театр, и мастерская, и целый мир позволяет мне думать, мечтать и действовать в правильном направлении.